Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 4

 

Почтовый адрес: 662060, Красноярский край, г. Боготол, ул.Школьная, д. 70   Телефон: (39157) 2-62-88    e-mail: school4_bogotol@mail.ru

    Главная

 

Учительская

Технология работы с одарёнными детьми (автор Лукина Т.И.)
Проверочная работа по биологии (автор Феофанова М.В.)
 Начальные классы
 Из опыта работы

Уважаемые коллеги! Представляем Вашему вниманию опыт работы педагогов нашей школы.

Надеемся, что материалы будут для Вас интересны и полезны.

   Технология работы с одарёнными детьми (автор Лукина Т.И.)

Одна из сфер деятельности педагога в современной школе - работа с одаренными детьми. Кто же они, одаренные дети? Это дети с высокой познавательной активностью, развитыми творческими способностями, оригинальностью ассоциативного мышления, умеющие планировать предстоящую деятельность. Работа с одаренными детьми выступает одним из вариантов конкретной реализации права личности на индивидуальность.
              Российская глубинка всегда была богата талантливыми людьми. В нашей школе есть замечательные учителя и прекрасные талантливые дети. Эти ребята принимают активное участие в жизни школы, они ярко проявляют себя как в учебной деятельности, так и во внеурочной.
Происходящие глобальные изменения в общественной жизни требуют развития новых способов образования, внедрения педагогических технологий, имеющих дело с индивидуальным развитием личности, с творческой инициативой, умением самостоятельной работы в информационных полях.

Акцент переносится на воспитание подлинно свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения, планировать действия, работать в группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей.

Этим обусловлено введение в образовательный процесс методов и технологий на основе исследовательской деятельности обучающихся,  развитие  конкурсного движения среди исследовательских работ.

Идея объединить ребят, занимающихся учебной исследовательской деятельностью не нова, но в свете новых тенденций в образовании (например, введение ФГОС второго поколения) она становится более значимой и актуальной.

Шестой год в нашей школе учителя работают  по программе  «Одаренные дети ».  Работа  вытекает из идеи: одарен каждый ребенок, способны все дети,  только эти способности различны по своему спектру и характеру проявления. Работа с одаренными детьми требует глубокого понимания природы «одаренности». Что же такое одаренность? Как развить? По В.А. Сухомлинскому: «Одарённость человека – это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли, требующий к себе огромного внимания. Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним, сделать всё необходимое, чтоб он вырос и дал обильный плод»  

 «Одаренный ребенок» - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности   

       По теории Дж. Рензулли одаренность – это  взаимодействие трех групп человеческих качеств:

- интеллектуальные способности превышают средний уровень;

- высокая мотивация деятельности;

- высокий уровень креативности (способности к творчеству).

     Наличие у ребенка даже одного из трех качеств говорит о его одаренности. Ребенок с высокими интеллектуальными задатками может родиться в любой семье. В развитии задатков заинтересованы, в первую очередь, родители  детей. Вся работа с одаренными детьми строится в тесном сотрудничестве  родителей с воспитателями  и учителями.

 Цель  нашей программы: создание условий для выявления, развития и сопровождения одаренных детей.

 Задачи программы:

1. Проведение диагностических обследований детей на предмет выявления одаренности,  определение творческого потенциала, интересов и способностей.

2.  Максимальное развитие творческих способностей и личностного роста одаренных  детей, через создание обогащенной  адаптивной образовательной среды, предоставляющей возможность проявления  одаренностей и талантов.  

3.  Расширение возможности  участия одаренных и способных учащихся региональных, краевых, российских, международных конференциях,  творческих конкурсах, выставках, олимпиадах.

4. Углубление  новой оценочной деятельности учащихся посредством «Портфолио».
4. Подготовка и повышение квалификации кадров по работе с одаренными детьми. 
5. Разработка  нормативно-правового  обеспечения.
6.
 Разработка системы поощрения, стимулирования творческой деятельности  одарённых учащихся и их педагогов.

7.Обеспечение научного, методического и информационного сопровождения процесса развития одарённых детей.

8.Создание  благоприятных условий для развития интеллекта, исследовательских навыков, внедрение новых образовательных технологий                

 Принципы работы с одаренными  детьми:
    1.  Принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
    2. Принцип опережающего обучения;
    3. Принцип комфортности в любой деятельности;
    4. Принцип разнообразия предлагаемых возможностей для реализации способностей учащихся;
    5. Возрастание роли внеурочной деятельности;
    6. Принцип развивающего обучения;
    7. Принцип добровольности и свободы выбора дополнительных образовательных услуг,
помощи и наставничества.

Помощь одаренным детям в самореализации:

1.     Гибкий и мобильный учебный план

2.     Независимое продвижение при изучении отдельных предметов.

3.     Планирование и принятие решений самими учениками

4.     Конструирование учебного плана на базе интересов обучающих

      5.   Работа по исследовательским и творческим проектам в режиме наставничества

      6.   Система творческих конкурсов, фестивалей, олимпиад

      7.   Детские научно практические конференции и семинары

       8 .  Проведение конкурса «Ученик года »

       9 . Создание для детей ситуации успеха и уверенности
Нормативно-правовая база  программы: 
1.  Основные положения «Декларации прав человека», принятой Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948г.; 
2. Основные положения «Конвенции о правах ребенка, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989г.; 
3. Закон Российской Федерации «Об образовании» от 24.12.2002 №176-ФЗ с изменениями от 23.12.2003 №186-ФЗ.
4. Концепция модернизации российского образования на период до 2010г., утвержденная распоряжением Правительства РФ №1756-р от29 декабря 2001г.; 
5. Федеральная целевая программа «Одаренные дети», в рамках Президентской Программы «Дети России», утвержденной Правительством РФ от 03.10.2002г.; 

В нашей школе можно выделить три категории одаренных детей:

1.     Школьники с высоким общим уровнем развития интеллектуальных способностей, явно превышающих средний уровень; творческим подходом и настойчивостью в достижении цели

2.     Школьники с признаками специальной умственной одаренности в определенной области  знаний, дисциплин.

3.      Школьники, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью психического склада, креативностью, продуктивностью мышления, способностью к лидерству.

Классификация учащихся по видам одаренности, на развитие которых направлена программа:

   - общая интеллектуальная одаренность

   - творческая одаренность

   - спортивная одаренность.

Организация проектной и исследовательской деятельности учащихся через организацию работы школьного научного общества

НОУ – это форма внеклассной деятельности, которая сочетает в себе работу над учебными исследованиями, коллективное обсуждение промежуточных и итоговых результатов этой работы, организацию круглых столов, дискуссий, дебатов, интеллектуальных игр, публичных защит, конференций и др., а также встречи с представителями науки и образования, сотрудничество с НОУ других школ.

НОУ как сообщество детей и взрослых несёт в себе большой воспитательный потенциал. Кроме работы над учебными исследованиями ребята могут получить здесь опыт самоуправления, развития своих коммуникативных способностей, а также приложения своих творческих сил.

Непосредственное руководство НОУ в нашей школе осуществляет заместитель директора по УВР. Создан Совет НОУ, в который входит 5 человек: 3 педагога и 2 ученика-старшеклассника.

Определено количество секций (их 4):

·        лингвистическая (иностранный язык, русский язык и литература)

·        историческая

·        эколого-биологическая

·        математическая

В рамках НОУ используются следующие формы работы:

-     индивидуальные и групповые занятия творческих групп по планам научных руководителей;

-     консультационные часы и дни (по графику);

-     семинары (1 раз в месяц);

-     проведение научно-практической конференции НОУ (1 раз в год)

-     участие в конференциях и конкурсах различных направлений и разных уровней.

Теоретической базой для построения работы научного общества служат занятия в кружке «Арга». В отличие от существующих программ, данная программа нацелена не только на расширение знаний школьников по таким дисциплинам как химия, биология, экология, информатика и ИКТ, и на привитие обучающимся навыков исследовательской деятельности (постановка и проведение эксперимента, наблюдение, работа с научной и методической литературой, умение обобщать и систематизировать полученные результаты).

 

Литература

1.     Запрудский, Н.И. Современные школьные технологии. Пособие для учителей.- 3-е издание /Н.И.Запрудский – Мн.:2006.- 288с.- Мастерская учителя

2.     Карецкая, А.Н. Методические рекомендации по обучению гимназистов началом научного исследования/ А.М. Карецкая, А.Н. Баранова – Растов-н/Д: АПКиПРО, 2001

3.     Маркова, А.К. Формирование мотивации учения /А.К. Маркова, Т.А. Матис, А.Б. Орлов - М.: Просвещение, 1990

4.     Савенков, А.И. Исследовательское поведение, как творчество. Психологические основы исследовательского подхода к обучению/ А.И. Савенков – М.: ОСЬ-89, 2006

5.     Электронный ресурс: Научно - исследовательская деятельность учащихся 

Скачать