Одна
из сфер деятельности педагога в современной школе -
работа с одаренными детьми. Кто же они, одаренные
дети? Это дети с высокой познавательной активностью,
развитыми творческими способностями, оригинальностью
ассоциативного мышления, умеющие планировать
предстоящую деятельность. Работа с одаренными детьми
выступает одним из вариантов конкретной реализации
права личности на индивидуальность.
Российская глубинка всегда была богата
талантливыми людьми. В нашей школе есть
замечательные учителя и прекрасные талантливые дети.
Эти ребята принимают активное участие в жизни школы,
они ярко проявляют себя как в учебной деятельности,
так и во внеурочной. Происходящие глобальные
изменения в общественной жизни требуют развития
новых способов образования, внедрения педагогических
технологий, имеющих дело с индивидуальным развитием
личности, с творческой инициативой, умением
самостоятельной работы в информационных полях.
Акцент переносится
на воспитание подлинно свободной личности,
формирование у детей способности самостоятельно
мыслить, добывать и применять знания, тщательно
обдумывать принимаемые решения, планировать действия,
работать в группах, быть открытыми для новых
контактов и культурных связей.
Этим обусловлено
введение в образовательный процесс методов и
технологий на основе исследовательской деятельности
обучающихся, развитие конкурсного движения среди
исследовательских работ.
Идея объединить
ребят, занимающихся учебной исследовательской
деятельностью не нова, но в свете новых тенденций в
образовании (например, введение ФГОС второго
поколения) она становится более значимой и
актуальной.
Шестой год в нашей школе учителя работают по
программе «Одаренные дети ». Работа вытекает из
идеи: одарен каждый ребенок, способны все дети, только
эти способности различны по своему спектру и
характеру проявления. Работа с одаренными детьми
требует глубокого понимания природы «одаренности».
Что же такое одаренность? Как развить?
По В.А. Сухомлинскому: «Одарённость человека – это
маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли,
требующий к себе огромного внимания. Необходимо
холить и лелеять, ухаживать за ним, сделать всё
необходимое, чтоб он вырос и дал обильный плод»
«Одаренный ребенок» - это ребенок, который
выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися
достижениями (или имеет внутренние предпосылки для
таких достижений) в том или ином виде деятельности
По теории Дж. Рензулли одаренность – это
взаимодействие трех групп человеческих качеств:
- интеллектуальные способности превышают средний
уровень;
- высокая мотивация деятельности;
- высокий уровень креативности (способности к
творчеству).
Наличие у ребенка даже одного из трех качеств
говорит о его одаренности. Ребенок с высокими
интеллектуальными задатками может родиться в любой
семье. В развитии задатков заинтересованы, в первую
очередь, родители детей. Вся работа с одаренными
детьми строится в тесном сотрудничестве родителей с
воспитателями и учителями.
Цель
нашей программы:
создание условий для выявления, развития и
сопровождения одаренных детей.
Задачи
программы:
1. Проведение диагностических обследований детей на
предмет выявления одаренности, определение
творческого потенциала, интересов и способностей.
2. Максимальное развитие
творческих способностей и личностного роста
одаренных детей, через создание обогащенной
адаптивной образовательной среды, предоставляющей
возможность проявления одаренностей и талантов.
3.
Расширение возможности участия одаренных и
способных учащихся региональных, краевых, российских,
международных конференциях, творческих конкурсах,
выставках, олимпиадах.
4.
Углубление новой оценочной деятельности учащихся
посредством «Портфолио».
4. Подготовка и повышение квалификации кадров по
работе с одаренными детьми.
5. Разработка нормативно-правового обеспечения.
6. Разработка
системы поощрения, стимулирования творческой
деятельности одарённых учащихся и их педагогов.
7.Обеспечение научного, методического и
информационного сопровождения процесса развития
одарённых детей.
8.Создание благоприятных условий для развития
интеллекта, исследовательских навыков, внедрение
новых образовательных технологий
Принципы работы с одаренными детьми:
1. Принцип индивидуализации и дифференциации
обучения;
2. Принцип опережающего обучения;
3. Принцип комфортности в любой деятельности;
4. Принцип разнообразия предлагаемых
возможностей для реализации способностей учащихся;
5. Возрастание роли внеурочной деятельности;
6. Принцип развивающего обучения;
7. Принцип добровольности и свободы выбора
дополнительных образовательных услуг,
помощи и наставничества.
Помощь одаренным детям в самореализации:
1.
Гибкий и мобильный учебный план
2.
Независимое продвижение при изучении отдельных
предметов.
3.
Планирование и принятие решений самими учениками
4.
Конструирование учебного плана на базе интересов
обучающих
5.
Работа по исследовательским и творческим проектам в
режиме наставничества
6. Система творческих конкурсов, фестивалей,
олимпиад
7. Детские научно практические конференции и
семинары
8 . Проведение конкурса «Ученик года »
9 . Создание для детей ситуации успеха и
уверенности
Нормативно-правовая база программы:
1. Основные положения «Декларации прав человека»,
принятой Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря
1948г.;
2. Основные положения «Конвенции о правах ребенка,
принятой Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября
1989г.;
3. Закон Российской Федерации «Об образовании» от
24.12.2002 №176-ФЗ с изменениями от 23.12.2003
№186-ФЗ.
4. Концепция модернизации российского образования на
период до 2010г., утвержденная распоряжением
Правительства РФ №1756-р от29 декабря 2001г.;
5. Федеральная целевая программа «Одаренные дети», в
рамках Президентской Программы «Дети России»,
утвержденной Правительством РФ от 03.10.2002г.;
В нашей школе можно выделить три категории одаренных
детей:
1.
Школьники с высоким общим уровнем развития
интеллектуальных способностей, явно превышающих
средний уровень; творческим подходом и
настойчивостью в достижении цели
2.
Школьники с признаками специальной умственной
одаренности в определенной области знаний,
дисциплин.
3.
Школьники, не достигающие по каким-либо
причинам успехов в учении, но обладающие яркой
познавательной активностью, оригинальностью
психического склада, креативностью, продуктивностью
мышления, способностью к лидерству.
Классификация учащихся по видам одаренности, на
развитие которых направлена программа:
-
общая интеллектуальная одаренность
-
творческая одаренность
- спортивная одаренность.
Организация проектной и исследовательской
деятельности учащихся через организацию работы
школьного научного общества
НОУ – это форма внеклассной деятельности, которая
сочетает в себе работу над учебными исследованиями,
коллективное обсуждение промежуточных и итоговых
результатов этой работы, организацию круглых столов,
дискуссий, дебатов, интеллектуальных игр, публичных
защит, конференций и др., а также встречи с
представителями науки и образования, сотрудничество
с НОУ других школ.
НОУ как сообщество детей и взрослых несёт в себе
большой воспитательный потенциал. Кроме работы над
учебными исследованиями ребята могут получить здесь
опыт самоуправления, развития своих коммуникативных
способностей, а также приложения своих творческих
сил.
Непосредственное руководство НОУ в нашей школе
осуществляет заместитель директора по УВР. Создан
Совет НОУ, в который входит 5 человек: 3 педагога и
2 ученика-старшеклассника.
Определено количество секций (их 4):
·
лингвистическая
(иностранный язык, русский язык и литература)
·
историческая
·
эколого-биологическая
·
математическая
В рамках НОУ используются следующие формы работы:
-
индивидуальные и групповые занятия творческих групп
по планам научных руководителей;
-
консультационные часы и дни (по графику);
-
семинары (1 раз в месяц);
-
проведение научно-практической конференции НОУ (1
раз в год)
-
участие в конференциях и конкурсах различных
направлений и разных уровней.
Теоретической базой для построения работы научного
общества служат занятия в кружке «Арга». В отличие
от существующих программ, данная программа нацелена
не только на расширение знаний школьников по таким
дисциплинам как химия, биология, экология,
информатика и ИКТ, и на привитие обучающимся навыков
исследовательской деятельности (постановка и
проведение эксперимента, наблюдение, работа с
научной и методической литературой, умение обобщать
и систематизировать полученные результаты).
Литература
1.
Запрудский, Н.И. Современные школьные
технологии. Пособие для учителей.- 3-е издание /Н.И.Запрудский
– Мн.:2006.- 288с.- Мастерская учителя
2.
Карецкая, А.Н. Методические рекомендации по
обучению гимназистов началом научного исследования/
А.М. Карецкая, А.Н. Баранова – Растов-н/Д: АПКиПРО,
2001
3.
Маркова, А.К. Формирование мотивации учения /А.К.
Маркова, Т.А. Матис, А.Б. Орлов - М.: Просвещение,
1990
4.
Савенков, А.И. Исследовательское поведение,
как творчество. Психологические основы
исследовательского подхода к обучению/ А.И. Савенков
– М.: ОСЬ-89, 2006
5.
Электронный ресурс: Научно -
исследовательская деятельность учащихся
Скачать |